Уже четверть века ведут поисковую работу под Островом. Группа с говорящим названием «Поиск» за время существования нашла и перезахоронила сотни останков бойцов. Для большинства поисковиков раскопки уже давно стали неотъемлемой частью жизни, такой же, как семья и работа.
Сегодня Валерий Чумаченко, как и другие сотрудники Островского военно-исторического музея, трудится на восстановлении дороги к месту реконструкция боевых действий. А металлоискатель и лопата в свободное от работы время.
Валерий Чуманенко (поисковик):
Я всегда любил читать военные книги, фильмы военные любил. Это на самом деле с годами приходит. Когда что-то переваливается, года какие-то переваливаются, и уже человека тянет к этому. Это образ жизни уже. Ну, как рыбаки могут понять, тянет на рыбалку. Уезжают, их сутками нет, неделями там пропадают. Ну, то же самое здесь.
О том, что Валерий уже более 10 лет пропадает в лесах в поисках погибших бойцов Великой Отечественной, его жена говорит спокойно. А ведь это – почти треть совместно прожитой жизни.
Нина Чумаченко:
Рассказывает, делится, фотографии показывает. Ну, ему это нравится. Он и в детстве любил лес. И лес он любит. Сын ездил с ним на раскопки, но сын сказал, это не мое. А зятю нравится. Бывают у него моменты, когда есть выходной, и он ездит с ним.
Состав островской группы «Поиск» постоянно меняется. Сейчас в ней около 10 человек. Рахим Джунусов, как и Валерий, по стажу поисковой работы уже «старик». Рахим появился здесь еще во время контрактной службы в Вооруженных силах. Говорит, разыскивать погибших его привел сослуживец.
Рахим Джунусов (поисковик):
Каждый человек хочет прожить жизнь не зря. Ну, я думаю, это получается не у всех. Я думаю, что хоть какую-то пользу я может быть и принес. Вон видите, там захоронение, там лежат наши бойцы, которых наша группа нашла. И в этой общей работе есть маленькая и моя доля. Все мы должники. Мы все в долгу перед родителями, перед своими дедами, отцами, и я думаю, что я хоть немного со своим долгом рассчитаюсь.
Команду «молодых» в группе сегодня представляет Михаил Лукашевич. Его поисковая деятельность началась с детской мечты о подводном плавании. Для этого, говорит, даже гидрокостюм купил. А на пятом погружении нашел обломки самолета. Тогда и познакомился с островскими поисковиками.
Михаил Лукашевич (поисковик):
Когда начал работать в поисковой группе, впервые попал на настоящие места сражений, где, действительно, была мясорубка, где идешь и буквально вот, ровное поле и на глубину штыковой лопаты находишь останки человека. В первый раз, конечно, будоражит, потом привыкаешь, но понимаешь, разрыв вот этот вот за 70 лет сокращается, буквально, как будто, это было недавно, лет 20-30. Но, для меня это как-то приблизилось очень, поближе стало вот это время.
Братская могила на так называемой «Линии Сталина» растет с каждым годом. Поисковики говорят, главное в их работе: найти погибших и захоронить останки по-людски. Хорошо, если удается найти смертный медальон или награду. Только тогда появляется возможность определить имена павших. Сегодня их в братской могиле более шестисот.
Пётр Гринчук (директор Военно-исторического музея Псковской области):
Мы же не ищем оружие как таковое. У нас группа имеет задачей поднимать убитых солдат, не захороненных. А уже если с ними что-то находится или рядом, то, как правило, из него можно взять либо что-то, либо очень тяжелый процесс восстановления идет.
Все, что найдено группой «Поиск» за четверть века раскопок, хранится в Островском военно-историческом музее. Более 10 тысяч предметов. А 27 июня у поисковиков праздник – музей отметит свое 50-летие.