21 апреля, 2015

Военно-исторический музей Псковской области принимает участие в масштабных инновационных проектах, имеющих перспективу общероссийской значимости и привлекающих огромное количество посетителей со всех концов России, ближнего и дальнего зарубежья. Одним из направлений в работе ГБУК «Военно-исторический музей Псковской области» является музеефицирование фортификационных сооружений. Уникальность объекта, расположенного в Холматке, состоит в том, что он вобрал в себя целый комплекс сооружений в виде ДОТов конца 30-х годов с полевыми укреплениями - траншеями, землянками, различными противопехотными и противотанковыми препятствиями и заграждениями.

Эту уникальность сумели обосновать сотрудники музея, участвуя в конкурсе проектов, которые финансирует Международный банк реконструкции и развития. Островичи представили на суд компетентной межведомственной комиссии во главе с ее председателем - заместителем министра культуры России Николаем Малаковым два проекта, и оба получили высокую оценку, и были приняты. Буквально на днях хранители истории защитили проект «Обустройство фортификационного комплекса линии старой границы «Островский укрепрайон». В его создании участвовала команда музейщиков во главе с директором учреждения Петром Гринчуком. Каждый вложил частицу труда в создание проекта, в его подготовке самое активное участие принимала заведующая военно-историческим отделом музея Елена Маркова, она же его защищала в Москве на межведомственной комиссии.

 

Image
Image

- Елена Анатольевна, что послужило первопричиной для участия в конкурсном марафоне?

- Холматка – уникальное место, которое надо развивать, для этого требуются финансовые средства. Комитет культуры Псковской области предложил нам участвовать в конкурсе, который объявляется Международным банком реконструкции и развития для поддержки объектов культуры. Он проводится уже несколько лет, в нем всегда много соискателей. Мы решили, почему бы не попробовать. Подготовили форму заявки, это достаточно емкий документ.

Нам нужно было рассчитать бюджет, в чем помогла бухгалтерия. У нас работала команда. Естественно, Гринчук руководил, курировал, направлял, готовил чертежи объектов, которые нужно построить. Моя задача – правильно, грамотно все оформить, по тем правилам, которые нам предлагали. Куратором выступал Федеральный институт проектных исследований (ФИС), расположенный в Санкт-Петербурге. В него приходилось ездить несколько раз с этой формой заявки, где ее исправляли, дополняли, отправляли на доработку. ФИСовцы нам здорово помогли, как и другим участникам конкурса. От Псковской области прошли четыре проекта: два островских, и по одному от Псковского музея-заповедника и филармонии. После отборочного тура нам назначили куратора. Он и писал рецензию. Это заслуженный работник культуры Андрей Сергеевич Зонин. Куратор приезжал в Остров, мы возили его на Холматку. Подготовка была тяжелой, потому что это совершенно новая деятельность, она предполагала предоставление коммерческих предложений, технических заданий. Мы выходили на фирмы, которые могли нам оказать услуги, они присылали свои коммерческие предложения, мы составляли сумму заявки. Все нужно было высчитывать, все расчеты производились в долларах. Деятельность новая, но интересная. И когда собрали все документы, все приложения, наша заявка получила одобрение. Правда, не сразу.

- С первого раза вас не поняли?

- Когда в составе псковской делегации поехали в Москву первый раз, межведомственной комиссии наш проект показался новаторским. Говорю об этом не потому, что каждый кулик свое болото хвалит, а потому что он необычен. Почему нас первоначально на комиссии не поняли и предложили направить проект на доработку. Потому что все остальные проекты очень похожи. У всех проекты направлены в основном на внедрение мультимедийного оборудования. Это внутренние проекты, которые предполагают размещение оборудования внутри самого здания. У нас стройка. По этой причине он вызывал много споров на комиссии.

Image
Image

- Какие сомнения были у представителей межведомственной комиссии?

- Этот проект – единственный на Северо-Западе, предполагающий обустройство территории филиала музея. Присутствовала и политическая конъюнктура, с которой я тоже столкнулась. Во-первых, это граница, приграничная зона. У представителей Международного банка реконструкции и развития, видимо, были сомнения, опасения по поводу того - зачем обустраивать фортификации на границе с Латвией? Спорным вопросом стало и название – «линия Сталина», нам предложили его немного изменить. После чего мы назвали проект «Островский укрепрайон». Не принималось слово «военный», предложили его убрать из проекта. Банк не дает деньги на военизированное строительство. Пришлось заменить его словом «музеефикация».

В первый визит на межведомственную комиссию, услышали, - а стоит ли давать деньги на такой очень спорный проект? Возможно, мы допустили некоторые ошибки. Нам, к примеру, предложили исключить квадроциклы, они показались не совсем уместными в данном случае. За месяц мы изменили некоторые позиции в форме заявки, уменьшили сам бюджет, убрав квадроциклы, оставили три основных позиции.

- Какие?

- Первая позиция - устройство входной зоны для туристов, что позволит улучшить качество обслуживания посетителей, создаст комфортные условия пребывания туристов на территории комплекса.

Сумели убедить комиссию, что нужно достойно принимать посетителей «Островского укрепрайона», для чего необходимо помещение, дом, где туристы могли бы находиться в комфортных условиях в ожидании экскурсии, а не под открытым небом. Нам нужна парковка, стоянка для автомобилей, потому что во время праздников, массовых мероприятий машины выстраиваются цепочкой по всей дороге. С этим согласились, поняли, раз объект имеет перспективу, то значит надо начинать с обустройства туристической зоны.

Image
Image

Во-вторых, для хранения фондов, для улучшения сохранности раритетной техники, которая находится на Холматке, требуются ангары. Причем один ангар будет использоваться под экспозицию техники. А второй необходим для мастерской по восстановлению, реставрации старой техники. Ангары отстояли. Большой ангар также будет использоваться и в качестве тира.

В-третьих, нам потребуется спецтехника и трактор с навесным оборудованием. Для чего? В настоящее время территория комплекса составляет 18,5 га, а в перспективе увеличится еще на 78 гектаров. Поэтому трактор и спецтехника нужны для обустройства, приведения в порядок территории, для работы в экспозиции.

На тракторе сможем расчищать старые дороги. По ним на раритетной технике можно возить туристов. Для этих целей в настоящее время силами сотрудников музея восстанавливаются образцы военной техники: два автомобиля ГАЗ-67Б, мотоциклы М-72 и БМВ R-75, копия бронеавтомобиля БА-64.

На месте, где входная зона для туристов, там предполагается поместить полевую кухню. Это один из видов услуг, который привлечен больше посетителей во время праздничных мероприятий и частным образом.

Еще одна позиция – ремонт ДОТов. В этом нам помогает область, выделены средства из областного бюджета, составлена смета на их ремонт. ДОТы нужно восстанавливать, реставрировать по всем правилам. Область вкладывает средства и в приведение в порядок братского захоронения…

Image

- Что было самым трудным при защите проекта?

- Людям сложно было понять,- где это Холматка, что это такое? Где этот маленький городок Остров? Но проведенная нами презентации убедила членов межведомственной комиссии, что проект заслуживает того, чтобы вкладывать деньги в перспективное дело.

Директор Федерального института проектных исследований, один из членов комиссии, который давал нам добро, написал положительное резюме, предложил проект поддержать. Наши ответы на вопросы представителей различных министерств и ведомств, их также в этом убедили.

Я заметила, что конъюнктура играет большую роль, дело в том, что в этом году отмечается столетие Первой мировой войны, у нас в музее много экспонатов, связанных с этим периодом истории. Некоторые из них обнаружены на Холматке, на территории нашего укрепрайона. Поэтому готовим специальную выставку, посвященную той войне. Эта экспозиция разместится в одном из ангаров. Этот наш аргумент, думаю, сыграл также свою положительную роль. В общем, у нас все получилось.

 

В 2012 году филиал музея в Холматке посетили 32 экскурсии (784 человека), в 2013 году – 53 экскурсии (1178 человек). Количество индивидуальных посещений филиала (без учета экскурсий и праздничных мероприятий): 2012 год – 3897 человек (1068 автомобилей), 2013 год – 6570 человек (1654 автомобиля).

«15 июля 2009 года по решению администрации области, при поддержке губернатора Псковской области, совместно с администрацией Островского района, в 30 километрах от г.Острова, у деревни Холматка был создан филиал «Военно-исторического музея Псковской области» - «Мемориальный комплекс «линия Сталина». Филиал расположен на пересечении туристических маршрутов Псков-Изборск-Пушкинские Горы и маршрутов из Москвы, Санкт-Петербурга, Прибалтики, Белоруссии. К объекту ведут международные трассы европейского значения и дороги областного подчинения» (выдержка из текста презентации проекта). 


Беседовал: Александр Федоров

Источник: Псковская лента новостей