Давным-давно была война, давным-давно прошла она…
16 апреля мы не планировали устраивать полевой выход. По разным причинам, связанным с очередным дежурным кризисом. Группа «Поиск» занялась своими домашними делами (копанием огородов и т.п.).
Лишь Валера Чумаченко захотел съездить и проверить одно место близ Острова. В начале марта мы обнаружили там парашютное кольцо и мелкие обломки самолёта. Судя по всему, где-то в тех краях упал советский штурмовик ИЛ-2.
Надо сказать, что специально самолёты мы не ищем. Самолёт не танк, от него при падении мало что остаётся. А что остаётся, то растаскивается местными жителями (там столько алюминия, кожи, трубок и прочих нужных в хозяйстве вещей, что руки сами так и тянутся!)
Вот и тогда, в марте, мы нашли несколько мелких кусков металла, и подумали, что это всё. Правда, было одно место, где прибор пищал как ошалелый, но там земля была мерзлая, и лопате не поддавалась. Съездим, проверим потом – решили мы и забыли.
Но Валера не забыл, и как только выпал случай, поехал туда. И был вознаграждён сразу – едва он копанул землю, как нашёл самолётную пушку ВЯ-23. Такие орудия (калибром 23 мм.) ставили на ИЛ-2. Копанул второй раз – ещё одна пушка…
Валера решил, что где-то рядом может быть кабина и двигатель. Кто знает, может быть, и останки лётчиков до сих пор ждут захоронения где-то поблизости… И стал обзванивать нашу группу. Увы, почти все были заняты домашними делами. Отозвался один Денис.
Вдвоем они раскопали это место. Увы, кабины не было, двигателей – тоже. Никаких следов останков тоже не имелось. Но и то, что они нашли, впечатляло.
В одной яме лежали две автоматические пушки ВЯ-23, один крупнокалиберный пулемёт УБТ (12,7 мм.) – такие ставили на турель, для защиты самолёта со стороны задней полусферы. И один ШКАС. (калибр обычный, 7,62 мм. патроны, правда, усиленные). Вообще-то ШКАСов на ИЛе было два, но второй отсутствовал.
Вероятнее всего, Валера нашёл место, куда после войны саперы сбросили погнутые, кривые пушки и пулемёты. Стрелять это оружие больше не могло, а сдавать его в металлолом, вероятно, просто поленились.
Если это так, то вероятность найти останки летчиков небольшая. Скорее всего, их нашли уже тогда и захоронили.
Судя по всему, самолёт ИЛ-2 был сбит отступающими немцами в июле 1944 года. Тогда была прорвана «Пантера», и немецкие войска с боями отходили в Прибалтику. Наш штурмовик (скорее всего, не один), атаковал их колонну, но был сбит зенитками. Самолёт загорелся в воздухе и упал. Крупные обломки растащили, летчиков захоронили, а кривые стволы бросили в яму, как никому не нужное барахло. Где они и пролежали до 16 апреля 2016 года, пока Валера не отыскал их.
В понедельник мы пришли в музей и стали обрабатывать находки. Необходимо было разобрать, почистить и снова собрать пушки и пулемёты. Затем покрасить, и только тогда можно будет их выставлять в музейной экспозиции. (Сами понимаете, что смотреть на кучу ржавого металлолома мало кому интересно).
На снимках видно, что оружие отчасти уже разобрано. Сняты крышки ствольных коробок, отсоединено турельное крепление, вынуты затворы, бойки и демпферные пружины. (То, что удалось вынуть из помятых находок). Мелочь я сфотографировал отдельно, крупным планом.
Особо интересен электроспуск от УБТ. По сути, это обычный тумблер (17 ампер, 24 вольта), «упакованный» в дюралевую рукоятку, что хорошо заметно на снимке.
Самолёт ИЛ-2 был, что называется, «летающим танком», самолётом поля боя. Он не мог подниматься на большую высоту, не мог летать быстро и далеко. И маневренность его оставляла желать лучшего. Но зато он был хорошо бронирован, и мог отлично штурмовать вражеские колонны, обрабатывать передний край противника. Две пушки, два пулемёта давали неплохую огневую мощь, позволяющую поражать пехоту и легкобронированную технику. Ещё на него можно было подвесить бомбы и РС (реактивные снаряды). Кроме того, при выходе из атаки задний стрелок мог открыть огонь из своего УБТ по наземным целям. (Но чаще всего этого старались не делать, берегли патроны на случай встречи с немецкими истребителями).
Для истребителей противника ИЛ-2 тоже не был легкой добычей. Броня прикрывала самые важные узлы нашего самолёта, защищала летчика. И хотя чаще всего штурмовики летали под прикрытием своих истребителей, в случае надобности они одни могли принять воздушный бой. Герой Советского Союза, Талгат Бегельдинов, летая на ИЛ-2, сбил пять немецких истребителей, в том числе одного знаменитого немецкого аса (кстати, по имени Хан – бывают же такие совпадения!).
Такую вот находку сделал Валера 16 апреля. Та война давно прошла, а память о ней всё ещё лежит в полях и лесах. Обломки техники, осколки снарядов, незахороненные останки погибших солдат.
Говорят, новые войны начинаются тогда, когда забывают про старые. Помните про ту войну…
Рахим Джунусов